|
|||
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Б. Пастернак «Золотая осень»
Жизнь русского человека неразрывно связана с землей и трудом на ней. Независимо от положения в обществе земля поила, кормила и одевала. Благосостояние и преуспеяние и господ, и крестьян зависело от урожая. Именно поэтому на Руси предпочитали играть свадьбы по окончанию сельскохозяйственных работ, начиная с Покрова. Когда все дела сделаны, тогда и повеселиться не грех. Да и закрома полны-полнешеньки. Золотая осень щедра на подарки: фрукты, овощи, грибы, орехи, соленья да варенья. Ведь богатая свадьба – символ будущего благополучия и обеспеченности молодой семьи.
Начиная от сватовства и заканчивая брачной ночью – все обряды имели глубокое аллегорическое значение.
Редким случаем было, когда сам жених сватался к невесте, чаще это делали близкие родственники: родители или их кумовья. Однако многие предпочитали поручать решение деликатного вопроса свахам и сватам, людям, которые знали все тонкости и нюансы данного специфического ремесла. В сваты выбирали человека умного и красноречивого, чтобы достойно рассказал о «купце», да и сторговаться в цене на «товар» умел.
В разговоре сват употреблял иносказания, чтобы лучше донести смысл. И здесь не обходилось без сравнений, связанных с работой на земле, навеянных осенней страдой. Так, если невеста выступала в роли цветочка, то жених именовался садовником, а семья его – садочком. Предложение – посадить цветочек в новый садочек – тонко и тактично раскрывало желания свата. В других случаях невесту сравнивали с рассадкой, а семью жениха – с грядкой. Конечно же «грядка» расхваливалась на все лады с умыслом вызвать желание «рассадки» переселиться на новое место.
При удачном финале, уж коли выполнил порученное ему задание, сват в качестве приза получал краюшку хлеба, завернутую в красивый платок, этот подарок был чем-то вроде флага, который полагалось нести в поднятой вверх правой руке на виду у всех односельчан.
Через пару дней после сватовства следовали смотрины. Что касается невесты, уж тут ее рассматривали со всех сторон: красота и стать имели не последнее значение. Для жениха же важно было показать себя, как хорошего хозяина. Тороватая осень играла здесь жениху на руку. Амбар полный хлеба, да хлев с упитанной скотиной – уж если в семье достаток, то невеста будет жить, как у Бога за пазухой!
Интересен способ ответа жениха на вопрос о впечатлении, произведенном невестой. Чтобы узнать мнение гостя, потенциальная теща подносила стакан медового напитка в конце обряда смотрин. Если стакан возвращался, едва прикоснувшись к губам, то девушка не понравилась, если же осушался до дна – свадьба была не за горами…
Время рукобития назначали родители невесты, поскольку добро на окончательный сговор означало решение семей породниться. Отцы жениха и невесты ударяли друг друга по рукам, тем самым утверждая соглашение сторон, после чего, будущие тесть и свекор, преподносили друг другу пироги.
Во время обручения, следовавшего за сговором, молодые обменивались колечками и впервые прилюдно целовали друг друга, по христианскому обычаю – три раза.
Когда невесту нарекали «сговоренкой», то есть обрученной, начинался этап прощания с девичьей жизнью. Невеста не выходила из дома и, держась за дверную скобу, вечерами оплакивала свою долю. Чтобы как-то утешить суженую, жених передавал через свою матушку различные лакомства. Мать невесты в свою очередь должна была кормить жениха завтраками (и в прямом и в переносном смысле!): пирожками да блинчиками.
Вовсю шли приготовления к свадьбе. И здесь хлебосольная осень благословляла брачующихся: цветы в достаточном количестве; мучица свежая - прямо с мельницы; самогон из зерна нового урожая; скотинка сытая, нагулявшая жир на изобильных харчах.
Возможно еще оттуда, от корней наших, идет обычай украшения свадебного поезда. Только тогда подводы везли лошади, а ныне – лошадиные силы! Но в целом и общем традиции сохраняются: украшения из цветов, разноцветные атласные ленточки, звонкие бубенчики – не редкость на автомобилях. Есть, конечно, оригиналы, которые машине предпочитают лошадь. Вероятно где-то в генах сохраняется эта национальная память и тоска по той жизни, когда земля и человек были особенно близки.
Кончалась вольная одинокая жизнь, начиналась совместная, полная испытаний, забот и тревог. Последний день накануне венчанья посвящался ритуалу перехода из одной ипостаси в другую. Невеста проводила этот вечер с подружками и символически прощалась с красотой, а жених в кругу своих друзей и родственников давал обет расстаться с жизнью холостяка.
В день венчания любой мелочи придавался особый скрытый смысл. Так солнечный день считался не совсем благоприятным, поелику такая погода предрекала хорошую, но бедную жизнь. Как благословение небес рассматривали дождь или снег. Именно поэтому осень, которая «на рябом коне едет» почиталась за лучшее время для венчания.
Утром, собираясь в церковь, невесте полагалось быть грустной, оплакивать свою долю замужней женщины заранее, чтобы, будучи в браке, уж не проливать слез. Жених, отъезжая из дома, получал родительское благословение. Выражая почтение и уважение, сын кланялся в ноги отцу да матери, а те с образами в руках провожали свое дитя до брачного поезда.
Дорогу свадебному кортежу преграждали односельчане, требующие выпивку. Этот обычай сохранился и доныне.
Когда молодые выходили из храма, сваха осыпала их плодами хмеля. В наши дни осыпают лепестками роз, зерном, рисом, конфетами, монетками. Зерно, конечно, лучше бросать на землю, чтобы не испортить наряд невесты.
По окончании венчания ехали в дом мужа, где у ворот молодоженов встречал свекор с иконой, а свекровь – с хлебом-солью. Хлеб этот над головами пары разламывался на две части – свою половинку супруги были обязаны хранить всю жизнь.
Если свадьбу играли на селе, то к пиру готовились всем миром. Потому даже бедные свадьбы праздновались с размахом и в течение нескольких дней. А осенью, когда урожай еще только-только собрали, каждый имел возможность чем-то поделиться с новобрачными.
Постель стелила особая, «пуховая», сваха, именно для этого предназначенная. Чтобы рождались хорошие работники, вокруг брачного ложа раскладывали всевозможные инструменты. Богатство в молодую семью призваны были привлечь кадушки с зерном: рожью, овсом, ячменем, пшеницей.
Постель для молодоженов стелили в несколько слоев. Для нижнего слоя использовали снопы. На царских свадьбах таких снопов было ровно 27, число символическое в христианстве, потому как оно кратно трем. В качестве среднего слоя выступал ковер, а поверх укладывались перины.
**********************
Осень красна пирогами, а пирог на свадебном столе занимает центральное место. Да и продукты по осени дешевле. Погода же с ее прощальным теплом и природа с яркой палитрой красок – идеальный фон для торжественного события. Для события, к которому мы готовимся всю жизнь…
Лучший способ выразить благодарность автору - поделиться с друзьями!
![]() | Сегодня | 41 |
![]() | Вчера | 40 |
![]() | На этой неделе | 240 |
![]() | В этом месяце | 1220 |
![]() | Всего | 703530 |
Защита прав использования материала. Все права защищены.
Любое копирование и воспроизведение текста, картинок, авторских статей в том числе частичное и в любых формах, без письменного разрешения правообладателей запрещено. Любое использование фотографий и видео материалов, в том числе частичное, без письменного разрешения правообладателей запрещено. Цитирование разрешено только с использованием активной ссылки на "Влюблены.Ру"